Rambler: история провального успеха.

rambler1996 год. Группа амбициозных парней создает Рамблер, первую поисковую систему, открывающую дверь в Рунет. Казалось бы, грандиозная идея обречена на успех. Будучи первопроходцем и испытателем просторов российского Интернета, Рамблер имел несомненное преимущество перед другими, возникшими позже поисковиками. Что помешало компании стать лидером Интернета?

 

Конкуренты.

Google. Эта поисковая система зародилась также в знаменательном 1996 году в качестве студенческого проекта. Студенты Стэндфордского Университета впервые в истории поисковых систем применили фактор значимости и важности страниц – PageRank. Именно авторитетные сайты занимали первые позиции поисковой выдачи. Механизмы других поисковых систем принимали во внимание количество точных соответствий на странице запросу, введенному в строку поиска. Изначально создатели Google, Сергей Брин и Лари Пейдж, были крайне против размещения рекламных сообщений в результатах поиска, также была исключена возможность финансирования позиций сайтов в ТОП-выдачи. Компания была зарегистрирована в 1998 году. Сумма первых инвестиций составила всего 100 000 долларов США. Поисковик Google быстро взлетел в рейтингах поисковых систем благодаря внедрению технологических инноваций, над которыми продолжали работать его создатели.

Вывод. Разработчики Google поставили перед собой цель создать мощный поисковый инструмент, отводя идеи прибыльности на задний план. Во времена популяризации порталов и, назовем этот процесс так, «портализации» перспективных проектов (разработка новых сервисов для привлечения Интернет-аудитоии), Google скромно продолжил свое существование, предлагая всего лишь наилучшую среди возможных поисковую выдачу.

Яндекс. Идея разработки поискового механизма, учитывающего морфологические особенности русского языка, принадлежит Аркадию Воложу. Изначально проект создавался как утилита для поиска информации на дисковом пространстве компьютера. В 1995 году было принято решение использовать поисковый механизм в сети Интернет. Поисковик официально стартовал в 1997 году. Год за годом специалисты компании усердно работали над усовершенствованием поискового механизма, учитывая специфику развития рунета. 2000 год стал годом основания компании Яндекс и влил в компанию более 5млн американских денег и соответствующих возможностей. Появились новые сервисы: почта, новости, открытки, закладки, и весь прочий мусор, который так любит российский пользователь. Тем не менее, основной задачей разработчиков является поддержание современного поискового механизма, ориентированного, прежде всего, на специфику рунета.

Вывод. Яндекс выбрал абсолютно иную стратегию развития, нежели Google. Из обычного сайта-поисковика он постепенно превращается в мультипортал, оставляя пользователям право выбора: чистый поиск – оголенная версия без сервисов, а также полная версия портала. Обе версии оснащены уникальным, отлаженным поисковым механизмом.
 

Экскурс в историю Рамблера.

Поисковик стал первым официальным поисковым сервисом на территории рунета в 1996 году. Функционировавшие в то время поисковики не составляли конкуренции системе, давая бродяге уникальную возможность завоевать себе целевую аудиторию стремительно развивающейся Интернет-сети. Но этого не произошло. Далее предлагаем рассмотреть ряд причин, по которым Рамблер изначально был обречен на крах, не делая определенных выводов.

Подход к управлению компанией и кадровая политика. Во главу компании Рамблер стал один из разработчиков поискового механизма. На основные управляющие должности привлекались знакомые и друзья, которых было необходимо обеспечить работой. Отсутствие стратегии и четкой тактики развития компании заложили бомбу замедленного действия. Специфика рунета и ажиотаж вокруг успешного построения бизнес-проектов в Интернете, слепое следование западным тенденциям повлекло вливание инвестиций в проект.
 

Инвестиции.

Этот момент заслуживает особого внимания. Первое финансирование проекта было совершено в 1999 году, и сумма инвестиций в развитие Рамблера значительно превысила вливания в Яндекс-проект. Отсутствие бизнес-плана, четкой кадровой политики и простое разбазаривание денег привело к тому, что инвесторы один за другим перепродавали Рамблер, пытаясь хоть как-то отбить вложенные финансы. Проект стоял на месте.
 

Ошибочные ставки.

Стартуя проект, его создатели не имели четких ориентиров. Чувствуя его потенциал в качестве площадки для получения дохода, управление компании делает ставку на развитие сервисов, забывая о главном движущем механизме проекта – поисковой системе. Сервисы смогли продвинуть проект, привлекая внимание пользователей. Но! Поисковый механизм не выдержал мощной конкуренции технически более развитых Яндекса и Google.
 

Постановка целей.

Создаваемые отделы, привлекаемые группы разработчиков, новые должности. Все было направлено на развитие новых сервисов и проектов, которые должны были принести долгожданный доход. Так, Рамблер постепенно обрастает множеством дополнительных информационных направлений: путешествия, недвижимость, картинки, рейтинги, новости, авторамблер. Единственно полезными и востребованными из них являются Рамблер Топ 100 и Рамблер-почта. При правильно выбранном курсе (создатели чуяли, что будущее Интернета стоит за поисковыми системами) руководство компании совершает критичную ошибку при выборе стратегии развития проекта.
 

Смена руководства.

За всю недолгую историю Рамблер-проекта его руководство менялось как минимум дважды, что негативно сказалось на развитии «поисковика», если его таковым можно было назвать к тому времени. Так, управление, переданное фактически в руки инвесторов, превратило Рамблер в портал развлекательного типа, уходя все дальше от развития поисковых технологий. Тем временем рунет сделал неимоверный рывок вперед, впитывая как губка опыт зарубежных проектов. Жесткий, конкурентный рынок не смог простить Рамблеру упущенного на создание сервисов время. Проекту уже было не наверстать своих конкурентов.
 

Немного статистики.

  • С 2002 года Яндекс и Google уверенно обошли Рамблер, разделив в неравных долях аудиторию рунета. Рамблер еле пересек 5% барьер.
  • В 2009 году финансовые показатели Рамблера засвидетельствовали фактическое банкротство компании (убыток составил более 68млн рублей).
  • 23.06.2011 – Рамблер начинает свое сотрудничество с компанией Яндекс.

 

Сотрудничество или поглощение?

Зачем столь успешному проекту как Яндекс разоренный, бесперспективный Рамблер? На самом деле Рамблер представляет уникальную Интернет-площадку для Яндекса. Давайте поразмыслим. Рамблер был востребован в середине 90х, просто по причине того, что в рунете не существовало столь масштабных проектов. Он был удобен в использовании. Система «Мой Рамблер» была идеальна для неосведомленного пользователя, не имевшего понятия, как совершить поиск необходимой информации в сети. Рамблер уместил весь Интернет-мир на одну страницу. Также этот был первый информационный портал, заточенный под менталитет русского человека (получить всего и побольше).

Теперь проведем краткий анализ Интернет-аудитории рунета середины и конца 90х. В то время Интернет был доступен далеко не каждому. Преимущества Интернета открыли для себя бизнесмены, финансисты, ученый мир. На то время именно они составляли интеллектуальную элиту общества. Серьезные, целеустремленные люди знали, чего они хотят, что они ищут, это люди были, умеющие принимать решения. Это самая ценная аудитория для развивающих свои Интернет-представительства компаний. Эта аудитория регистрировала в Рамблер-проекте свои первые почтовые ящики, использовали некоторые Рамблер-сервисы. Они остались приверженными привычной, удобной системе.

Заключив соглашение с Рамблером, Яндекс получил прямой доступ к данной аудитории. Предоставив свой поисковый механизм для усовершенствования поиска Рамблер-сервиса, Яндекс гарантиует пользователям релевантную поисковую выдачу, но забирает элитные рекламные места. Это мало похоже на взаимовыгодное сотрудничество. Из происходящего видны выгоды Яндкса, но что остается Рамблеру?

В настоящее время компанию возглавляет новый руководитель. Ольга Турищева ранее была директором по развитию компании «Вымпелком». По ее замечаниям, в проект Рамблер была изначально заложена неправильная стратегия развития. Отметим для себя, что О.Турищева в своей предыдущей деятельности также не была связана с развитием Интернет-проектов, как и Марк Опзумер, занимающий пост управляющего компанией Рамблер с 2007 по 2009 года. Он был игроком инвестиционного рынка. В свое время М.Опзумер занимал руководящие должности в масштабных Интернет-проектах (Yahoo!Europe), тем не менее, его опыта было недостаточно для поднятия Рамблера с колен.
 

Эпилог

Рамблер был превращен в перегруженный медийный портал с отстающим технологическим оснащением, что не позволило ему стать достойным игроком рунета в общем, и поискового сегмента в частности. Руководство компании изначально выбрало провальный курс развития – пытаясь без технического переоснащения выжать из системы максимум финансовых возможностей.


Если понравилсь эта запись, следи за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 .

3 коммент. к “Rambler: история провального успеха.”

  • 27 мая, 2012, 17:53

    Интересно, как говорит Богатый Папа Киосакиевский ) я изучаю истории провала, ведь истории успеха всегда одинаковые в своей массе, а вот провалы у всех свои! По мне так провал Рамблера связан не только с маркетинговой стратегией, но именно техническая часть поиска Рамблер хромала всегда ( Что же до Гугла так он законодатель моды в поиске! С ним никто не потягается поэтому провал Рамблера в отсутствии изюминки )

    [Ответить на этот комментарий]

  • 28 мая, 2012, 15:13

    Многие гуру говорят, что как только появилась идея, нужно сразу запускать проект, а потом уже доводить «до ума» и усовершенствовать. Здесь же, отлично выполнив первое, совершенно, похоже, забыли про второе. Вместо того, чтобы развивать начатое, начали лепить к нему новое. Получилось то, что получилось.
    Спасибо за поучительную статью. Теперь я точно знаю, как НЕ НАДО делать.

    [Ответить на этот комментарий]

  • 26 февраля, 2014, 12:42

    Это уже рынок! Эти площадки используются, Яндекс больше, Рамблера меньше. Кому как удобно!

    [Ответить на этот комментарий]

Оставить комментарий или два