Google+ vs FaceBook
29 июня текущего года увидела свет бета-версия социального сервиса Google+. Для адептов клавиатуры и монитора, находящихся в курсе всех последних веб-новостей, особым сюрпризом это событие не стало. Как это часто бывает, продвинутые пользователи приступили к нещадной критике сервиса еще до его появления: зачем, мол, повторять уже давно пройденный, вдоль и поперек изученный материал, откровенно намекая на пародирование социальной сети Facebook. Некоторые юзеры, напротив, считают Google+ глотком свежего воздуха, утверждая, что новый сервис является гораздо более совершенным, поскольку при его создании были учтены все недостатки уже существующих сетей, «Мордокниги» (Facebook в вольном переводе) в том числе.
Можно сказать, что доля правды есть в утверждениях обеих сторон. Для того чтобы получить определенное мнение и решить: вступить или не вступить в новую «партию», следует вникнуть в суть вопроса и проанализировать все очевидные достоинства и недостатки Google+ . А поскольку новую сеть всюду называют прямым конкурентом Facebook, то и параллели, в основном, будут проводиться с «Мордокнигой».
Начнем с интерфейса. Да, схожесть с Facebook, извините за тавтологию, налицо: основная лента расположена в центре, а информационные блоки в правом и левом сайдбарах. Спросите, зачем настолько близко копировать? Ответ лежит на поверхности: нынешние пользователи «плюса» покинули бы его в первые же часы после регистрации, если бы интерфейс был абсолютно уникальным и непривычным. Во всяком случае, львиная доля юзеров не пожелала бы тратить немалое количество времени на его освоение. А так все действия совершаются на интуитивном уровне, поскольку привычные движения и клики уже давно находятся на «подкорочке». И все благодаря Facebook! А в перспективе изменения наверняка появятся. Постепенно, с переходом от простого к сложному, но появятся. Иначе, на самом деле, зачем изобретать велосипед?
Идем дальше. Приняв к сведению неудачи с сервисами Google Wave и Google Buzz, а также переняв опыт прямых конкурентов, разработчики придумали фишку под кодовым именем «+1». Немало блоггеров с платформы Blogspot покоробило от первого визуального контакта с этим подобием кнопки «Like», которое выглядело натуральным бельмом рядом с симпатичными «твитом» и «лайком» и блогспотовской «B». Однако потенциал у «+1» имеется весьма неплохой. Во-первых, это функции, подобные AdWords, которые будут влиять на рост индекса цитирования той или иной страницы. Во-вторых, это возможность увидеть эти самые плюсы, поставленные вашими друзьями в поисковой выдаче (естественно, гугловской). В недалеком будущем сфера влияния «плюса» распространится на все без исключения веб-сайты и одолеет «лайк». Во всяком случае, разработчики в это верят.
Теперь поговорим о нововведениях. Конечно же, речь идет о так называемых «кругах» (Circles). Хотя управление группами реализовано и в прочих социальных сетях, Google+ удалось сделать это весьма оригинально. «Круги» (так и хочется добавить «доверия») являются чрезвычайно удобной опцией с точки зрения юзабилити: друзей можно переводить из одной группы в другую, банально перемещая их «фейсы». А групп этих предостаточно: как широких — «друзья», так и узких — «собутыльники» (хотя, бывает и наоборот). Опция реализована на технологии HTML 5, что уже говорит о многом. Кстати, «круги» позволяют скрывать определенную информацию от конкретных групп или друзей. Согласитесь, удачное решение — создать группу «знакомые», в которую можно отправлять всех совершенно неизвестных вам граждан, желающих вас «зафрендить».
Лента сообщений в Google+ реализована подобно фейсбуковской, правда, сами сообщения невозможно фильтровать по популярности, равно как и отвечать своими комментариями на уже существующие (т.н. треды). Зато сообщения тесно перекликаются с вышеупомянутыми «кругами», позволяя знакомиться со свеженаписанными постами своих друзей, знакомых, коллег или собутыльников. Но хотелось бы чего-то большего… В общем, разработчикам есть к чему стремиться.
Вполне качественно реализована возможность просмотра фотографий (между прочим, из веб-альбома Picasa). Но главное мультимедийное ноу-хау — это, конечно же, видеочат, названный «Hangouts» (хорошо, что не «Hangover») и позволяющий проведение групповых видеоконференций. Качество картинки и звука, правда, прихрамывает, но зато общаемся целой толпой (до 10 человек), чего Facebook+Skype предоставить не могут.
В целом, с учетом всех «зачетов» и «недочетов», сервис вызывает положительные эмоции. Дорабатывать, конечно, необходимо многое, но курс разработчики взяли правильный. И если Facebook не ответит чем-то из ряда вон выходящим, то вполне вероятно, что часть «мордокнижников» перейдет под знамена новой социальной сети. В общем, поживем — увидим!
А пока смешное видео о противостоянии Google и FaceBook: